Научно-образовательный портал рассказал о том, что в России о падении спроса или отсутствии изменений заявили в 85% компаний. При этом меньше востребованы практически все виды услуг, особенно рекламные и риелторские, отмечают эксперты НИУ ВШЭ (доклад по результатам мониторинга делового климата в сфере услуг в третьем квартале этого года).

На фоне снижения спроса примерно у 30% компаний уменьшилась прибыль, в первую очередь, в рекламном и риэлторском бизнесе. Компаниям пришлось заниматься сокращением штата. Более менее хорошо шел бизнес в стоматологических клиниках, ломбардах и стразовых компаниях -  работодатели этих секторов набирали сотрудников за счет увеличения штатных единиц.

Исследователи отметили, что деловой климат в отрасли остается неблагоприятным. В третьем квартале позитивно настроены были только поставщики страховых, санаторно-курортных и творческих/развлекательных услуг.

Ситуация в области ломбардного бизнеса ухудшилась. Как сообщает портал, интерес к ним активизировался два года назад, как раз в кризисный период, но сегодня их индекс заметно снижается. Эксперты говорят о том, что население со средними и низкими доходами сумело отрегулировать личные бюджеты, приспособиться к "новой реальности" и  снизить уровень потребления.

Однако сервисный бизнес живет здесь и сейчас, то есть напрямую зависит от покупательской активности в данный момент, без расчета на будущие доходы. Если жилищное строительство и торговля товарами длительного пользования имеет феномен накопления отложенного спроса, то для сферы услуг это не приносит пользы - не купленные билеты в кино, театр, отложенный отдых не будут компенсированы ажиотажным спросом.

Ученые рассказали, что дефицит платежеспособного спроса уже три года подряд возглавляет рейтинг факторов, не позволяющих рынку услуг развиваться. В третьем квартале 2017 года главным тормозящим развитие фактором для своих предприятий эту проблему назвали около 50 % бизнесменов.

Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов