В Центре «Мой бизнес» 16 марта 2021 года состоялся круглый стол «Власть, бизнес, СМИ: новые механизмы взаимодействия». Коммуникационная площадка помогла обсудить взаимные интересы, а также выявить успешные формы и форматы сотрудничества, в том числе реализованные в рамках мер государственной поддержки. Участниками дискуссии стали предприниматели и представители деловых сообществ, а также руководители и журналисты ведущих медиа региона. Модератором круглого стола выступил президент НП «Гильдия аналитических журналистов» Андрей Долженков.

Одна из главных целей мероприятия – наладить взаимодействие и обменяться мнениями. В ходе общения рождаются новые идеи и предложения по поводу того, как представители власти, бизнеса и прессы могут эффективно сотрудничать. Именно на этом акцентировал внимание Андрей Карташов, заместитель руководителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области, открывая круглый стол.

Основа для сотрудничества уже есть. В 2020 году Центр «Мой бизнес» реализовал комплекс мероприятий для поддержки предпринимателей.

– В Воронежской области действует 84000 субъектов малого и среднего предпринимательства; по количеству предпринимателей мы занимаем третье место в ЦФО, – говорит Андрей Демидов, директор АНО «ЦПП ВО»-Центр «Мой бизнес». – На динамику развития малого бизнеса влияют как меры господдержки, так и информационное поле, которое формируется с участием средств массовой информации. Без сотрудничества с медиа не может обойтись ни один бизнес. Причем сотрудничество касается не только прямой рекламы и привлечения клиентов, но и формирования положительного имиджа. Сегодня большинство предпринимателей занимают активную позицию в экономике и социальной сфере, ведут благотворительную деятельность – это те качества, о которых можно и нужно говорить в обществе.

На создание положительного образа был направлен специальный проект Центра «Мой бизнес» – размещение на билбордах информации о воронежских предпринимателях с мотивирующими цитатами. В 2019 году таких билбордов было 40, в 2020 году – уже 130. Не менее важным инструментом информационной поддержки стал проект «Истории предпринимателей» – интервью, в которых бизнесмены рассказывают о своем деле, сложностях, успехах, взаимодействии с властью. Интервью выкладываются на сайте Центра «Мой бизнес» (moibiz36.ru) примерно дважды в месяц. Любое СМИ при желании может запросить этот материал для публикации у себя. Кроме того, для прессы могут стать интересным источником информации мероприятия, которые регулярно организует Центр «Мой бизнес»: от масштабных событий (например, форум «Бизнес для города» или программа «Мама-предприниматель», которые анонсированы для проведения в ближайшее время) до специализированных площадок (скажем, тренингов по дизайн-мышлению или семинаров с участием представителей контрольно-надзорных органов).

– Мы постоянно сотрудничаем с региональными СМИ и благодарны им за поддерживающие публикации в период особой эпидемиологической ситуации, когда бизнесу было особенно непросто, – говорит Мария Саяпина, PR-менеджер Центра «Мой бизнес». – В 2020 году только экспертных комментариев от руководителя нашей организации в прессу было дано порядка 70. С учетом обстоятельств самой популярной и цитируемой в прошлом году в СМИ была тема коронавируса и соответствующих мер поддержки для малого бизнеса. В этом году тематические предпочтения могут измениться.

Мария Саяпина отметила, что предприниматели могут обратиться в Центр «Мой бизнес» за консультацией по поводу продвижения, выбора СМИ или формата публикации: здесь готовы дать рекомендации и контакты. Предпринимателям важно учесть, что результат в информационном поле дает комплексный подход: надо научиться сочетать разные информационные каналы и работать с разными видами публикаций.

У воронежских предпринимателей есть достаточно широкий выбор, где разместить информацию о себе. Как отметила спикер круглого стола, генеральный директор АО «Студия Губерния», председатель Воронежского регионального отделения Союз журналистов России Зоя Грязева, в регионе официально зарегистрировано более 100 газет и 40 журналов, вещают 20 телеканалов и студий, работают 40 радиостанций и 60 интернет-изданий. По мнению Зои Яковлевны, умение выстраивать отношения на корпоративном и человеческом уровне является залогом успеха для предпринимателя. Представителю бизнеса нужно научиться говорить о себе без стеснения и налаживать контакты, в числе первых из которых должны быть контакты с медиа.

О доверительных отношениях, как основе взаимодействия между бизнесом и СМИ, сказал в своем выступлении главный редактор «Коммерсантъ» Черноземье Андрей Цветков.

– Название круглого стола отсылает к новым механизмам взаимодействия, но, мне кажется, что с течением времени меняются только технологии, а основы взаимодействия остаются прежними – доверие, заинтересованность в коммуникации и, как следствие, создание качественного контента, – отметил Андрей Цветков.

Спикер подчеркнул, что предприниматели могут рассчитывать на внимание и помощь СМИ в сложных ситуациях: лучше не избегать прессы, а открыто пообщаться и объяснить свою позицию. Кроме того, редакция «Коммерсантъ» открыта для вопросов и сообщений, касающихся актуальных проблем предпринимательской деятельности.

Предприниматели, участвовавшие в круглом столе, были настроены на коммуникации и достаточно открыто говорили о том, что их беспокоит. В частности, генеральный директор ГК «Здоровый ребенок», председатель комитета по социальному предпринимательству Союза «ТПП ВО» Олеся Назарова отметила, что видит необходимость содействия прессы в поддержке темы социального предпринимательства. С одной стороны, есть положительные моменты: действует закон о социальном предпринимательстве, с прошлого года формируется Реестр социальных предпринимателей, в этом году участники Реестра смогут претендовать на грантовую поддержку, размер которой составляет до 500 тыс. рублей. С другой стороны, из всей Воронежской области в Реестр вошли только 26 предпринимателей, что свидетельствует о том, что информирование о возможностях и механизм вступления в Реестр пока недостаточно отлажены. В распространении информации и популяризации темы социального предпринимательства СМИ могли бы помочь. К слову, время сейчас для этого самое подходящее: до 1 мая 2021 года департамент предпринимательства и торговли Воронежской области принимает заявки на включение в Реестр социальных предпринимателей.

В числе других актуальных вопросов, требующих взаимодействия, участники круглого стола назвали защиту и поддержку местных товаропроизводителей, правовые аспекты размещения НТО, участие в грантовых конкурсах.

– Я бы еще хотел обратить внимание на то, что нужна поддержка в отношении обучающих и образовательных услуг, – отметил Андрей Суверин, руководитель компании "Стерх". – В период самоизоляции доход у многих предпринимателей снизился. Соответственно, предприниматели начали сокращать затраты по всем направлениям, которые не являются критическими для деятельности. Кто-то сократил затраты на рекламу, а многие сократили бюджеты на обучение персонала. В то же время тема сервиса и технологий обслуживания остается актуальной. Было бы здорово получить поддержку в виде обучения сотрудников.

О том, как получить внимание прессы, как предлагать темы, как наладить отношения со СМИ рассказали представители региональных медиа: начальник управления по развитию СМИ РИА «Воронеж» Денис Пырков и руководитель сетевого издания «Воронежский городской портал - 36on.ru»Денис Малеев. Елена Кундетова, директор по развитию проектов в ЦЧР группы ИНТЕРФАКС, рассказала об инструментах оценки эффективности работы со СМИ, а директор репутационного агентства "АбирегPR" Илья Сахаров поделился с предпринимателями информацией о том, как строить деловую репутацию, и почему в этом вопросе следует довериться специалистам.

Встреча получилась насыщенной и информативной. А одним из главных результатов круглого стола сами участники назвали новые контакты с потенциальными деловыми партнерами.

Фото: Александр Полупанов