14 мая на площадке Центра креативных индустрий «Матрёшка» состоялся семинар «Региональный брендинг: специфика, тренды, перспективы». Основной акцент в выступлениях спикеры сделали на практике создания и использования брендов. Организатором мероприятия выступил Центр «Мой бизнес» Воронеж. Участниками стали предприниматели Воронежской области. Встреча получилась атмосферной и живой, что еще раз доказало: брендинг – актуальная тема.

Чем выше конкуренция – тем сильнее и ярче должен быть бренд, чтобы его увидел потребитель. Этот принцип действует и для территорий, и для сообществ, и для локальных производителей. При этом важно учитывать, что бренд должен нести в себе смысловую нагрузку, соотносится с ценностями заказчика и его аудитории, быть удобным в использовании для разных носителей – от полиграфии и сувенирной продукции до наружной рекламы и выставочных стендов.

 – О брендинге в нашей стране впервые заговорили лет 20 назад. Понадобилось время, чтобы научиться разбираться в том, что такое брендинг и для чего он нужен. Люди сейчас начинают понимать разницу между флагом, гербом, логотипом, брендом. И сейчас есть запрос на прикладную информацию. По эффективности ничто не сравнится с живыми мероприятиями, когда участники могут задавать вопросы и участвовать в обсуждении, – отметил Алексей Дружинин, дизайн-директор Moscow Design Lab (Москва).

В выступлении эксперт поделился опытом создания территориальных брендов, который был прожит им на практике в течение последних 15 лет. Особое внимание Алексей уделил туристическому бренду г. Воронежа, который разрабатывал по заказу воронежского Туристско-информационного центра. Основных элементов фирменного стиля – пять, за каждым – определенный смысл. Так, черный куб  символизирует плодородный чернозем, зеленый лист –  сельское хозяйство, переработку, гастрономию; красный круг – плоды, результаты;  вода – силу природы. Венчает всё это корона, которая  символизирует столичность Воронежа, но может использоваться в наклонном виде, отражая свойственную воронежцам самоироничность.

Туристический бренд Воронежа уже используется на фирменной символике ТИЦ, включая буклеты о событиях и точках притяжения для путешественников. Как с брендом  могут интегрироваться локальные компании, рассказала директор ТИЦ Екатерина Шрамко.

Большие возможности для развития и продвижения предпринимателям открывает и бренд Черноземья, появившийся в прошлом году. Макрорегион объединен слоганом «Черноземье – это любовь» и логотипом, который представляет собой стилизованное очертание областей ЦЧР на карте, напоминающее сердце.

– В рамках мероприятия для нас было важно не только еще раз представить бренд Черноземья, но и донести до предпринимателей, что с ним можно и нужно работать. Команда проектного офиса всегда открыта к предложениям и совместным кросс-маркетинговым проектам. Например, при разработке мерча, для нас было важно, чтобы людям и бизнесу хотелось  его носить. Последнее время слышу все больше запросов о том, где его можно получить, и как использовать. Думаю, это хороший знак, – поделился Данил Навоев, руководитель отдела развития Проектного офиса по туризму ЦФО.

На площадке мероприятия Данил Навоев провел экспресс-конкурс на новый вариант слогана для мерча. Креативная публика с удовольствием откликнулась. Были выбраны несколько победителей, которые получили от спикера в подарок сувениры с брендом «Черноземье – это любовь!». Лучшие варианты планируется нанести на новую сувенирную продукцию.

Большой интерес участники проявили к теме создания бренда для коммерческих компаний и отраслевых объединений. Екатерина Дорофеева, предприниматель, Председатель кооператива СПСК «Сделано в Воронеже» делилась опытом создания бренда собственной компании (название «Мама-коза» знают не только в нашем регионе, но и за его пределами), а также рассказала о том, какой путь она прошла вместе с командой производителей натуральной продукции, когда выводила на рынок бренд «Избушка фермера».

Как найти основу для бренда и визуализировать смыслы – это едва ли не самые популярные вопросы со стороны предпринимателей. Хорошие ответы можно найти, обратившись к истории и особенностям места.

Теме локальной идентичности посвятил свое выступление министр архитектуры и градостроительства Воронежской области Андрей Еренков. По инициативе министерства и в сотрудничестве с лидерами мнений проведено уже несколько коммуникационных площадок, на которых сформулированы важные смыслы, отражающие уникальность нашего региона. В их числе – знаменитый чернозем, плодородие, кораблестроение, гастрономия, культура.

Эксперты единодушны во мнении: не надо придумывать новые символы для бренда, они не приживутся, надо находить то, что уже «прошито» в нашей культуре и ценностях, соединяя с миссией и сферой деятельности своей компании или сообщества.

– У каждого места есть свои исторические корни. Так, например, корни сегодняшних успехов воронежских программистов и математиков мы можем увидеть в истории 300-летней давности и в создании циферной школы во времена Петра I. А дальше, как в сериале, в этой истории были свои герои в разных поколениях, один из них - Андрей Киселев.  Умение выявить из пластов истории то самое ценное ядро, живое и соответствующее глубинной памяти – это и есть работа с локальной идентичностью. В Коломне примерно 15 лет назад группой энтузиастов был найден рецепт пастилы, из которого спустя года родился музей, фабрики и много других связанных друг с другом проектов, благодаря чему экономика города выросла в несколько раз. Сейчас здесь больше 70 кафе, 30 отелей и кемпингов, это живое и популярное место, любимое туристом. Подмосковную Коломну посещают ежегодно более 1,6 млн человек, для сравнения в Воронеже говорят о 2 млн туристах. Найти рецепт – найти сильный локальный символ, это искусство и компетенция, но этого мало. Дальше выстраивается работа по производству продуктов и вовлечению других участников, местных жителей, чтобы найденная локальная ценность стала общей, и из одного смысла как виноградинке на ветке от одной лозы рождались проекты, создающие объемный красивый образ места и его жителей. Так рождается экономика наследия, почему-то недооценённая пока в нашей стране., – рассказали Алла Рам, директор АНО Центр инициатив городского развития «Точка» и Мария Солосина, директор АНО «Воронежская лаборатория игровых технологий».

Участники встречи отметили пользу новой информации и атмосферность встречи.

– Семинар для меня получился интересным и познавательным. С новой стороны открылись перспективы развития города и региона. Выступление Алексея Дружинина хотелось  записать на аудио и переслушивать, было много инсайтов. О некоторых вещах в брендинге знала, но он подсветил их с более понятной стороны. Уже взяла для себя в работу его рекомендации. Интересная история развивается с мерчем Черноземья, хочу пригласить их выставить свою продукцию на осеннем Kultura market, – поделилась предприниматель Инна Щиголева.

– Перекроила свой рабочий день, чтобы  приехать в любимую «Матрёшку» на мероприятие, посвященное региональному брендингу. Тема актуальная, и поднималась не в первый раз, но как здорово подобралось сообщество, задающее правильные, иногда очень сложные вопросы, и умеющее корректно, с уважением друг к другу, слушать. В мое поле ассоциаций от мероприятия попали слова «региональный бренд-менеджер», «туристический маркетплейс» и «Воронежность». Очень интересно было поучаствовать в конкурсе на розыгрыш мерча от бренда Черноземья и пообщаться с коллегами, – отметила предприниматель Елена Корельская.

– Тема территориальных брендов связана с вопросами туристической привлекательности места. А про туризм – это самая интересная тема для меня как предпринимателя и ремесленника.  В Воронеже живу около 4 лет, переехала из Ленинградской области, из  г. Выборга, где руководила более 10 лет семейным туристическим центром (этнография, фольклор, фермерство, сельский туризм и ремесленничество).  Поэтому развитие города через туризм и привлечение турпотока – это и моя тема.  Хотя Воронежская и Ленинградская области в концепции туризма очень разные, на самом мероприятии увидела  ценные исследования, которые имеют функциональность и значимость для города в рамках развития бренда: как для местного населения, так и на федеральном уровне.  Было очень ценное общение с примерами и демонстрацией проделанной работы от всех спикеров встречи, за что огромное спасибо  им и организаторам, – прокомментировала предприниматель Марина Альцагирова.


ДЛЯ СПРАВКИ

Семинар стал завершающим мероприятием в программе, приуроченной к конкурсу брендинга и дизайна BIZ&DIZ-2024.

В этом году конкурс и дополнительные мероприятия организовали Центр «Мой бизнес» Воронеж и бренд-студия Biz-B (авторы идеи).

Мероприятия проходили в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который инициировал Президент.

Стратегическими партнерами по проведению BIZ&DIZ-2024 выступили Центр креативных индустрий «Матрешка», Проектный офис по туризму Ассоциации «Центральный Федеральный Округ», ТИЦ г. Воронежа, агентство «МСБ-Инфо».

Информацию о жюри, партнерах конкурса, а также все работы участников и победителей можно увидеть на сайте конкурса: https://biz-b.ru/biz-diz/.